0 Ваша Корзина

2018. 2 рубля. Астроном, геодезист В.Я. Струве, к 225-летию со дня рождения (15.04.1793). Серебро.

Наведите на картинку для увеличения

Рекомендованная цена: 3,870.00 р.
3,490.00 р.
Вы экономите: 380.00 р.
В наличии
+
22689

Серия "Выдающиеся личности России"

Дата выпуска: 11.04.2018.

Технические характеристики:

Номинал: 2 рубля;

Металл: серебро, 925/1000.

Масса: 17,00 (±0,18) г.

Масса драгоценного металла в чистоте: 15,55 г.

Диаметр: 33,00 (±0,20) мм.

Толщина: 2,40 (±0,20) мм.

Тираж: 3 000.

Каталожный номер: 5110-0154.

Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Оформление гурта: 195 рифлений.

Аверс: расположено рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, имеются надписи: "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ", "БАНК РОССИИ", номинал монеты - "2 РУБЛЯ", дата - "2018 г.", обозначение металла по Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, проба сплава, товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора и масса драгоценного металла в чистоте.

Реверсрасположены рельефные изображения: слева - портрета В.Я. Струве, справа -астрономического инструмента на фоне выполненных в технике лазерного матирования вида фасада здания Пулковской обсерватории и звездного неба; имеются: внизу - надпись по окружности "В.Я. СТРУВЕ", справа - даты в две строки "1793", "1864".

НАУКА

АСТРОНОМИЯ

Учёные

Астрономы

Струве Василий Яковлевич (при рождении Фридрих Георг Вильгельм Струве15 апреля 1793, Альтона, Германия - 23 ноября 1864Санкт-Петербург) - российский немецкий астроном, один из основоположников звёздной астрономии, член Петербургской академии наук (1832), первый директор Пулковской обсерватории, член-учредитель Русского географического общества. Член Американского философского общества с 1853 года.

Родился в немецкой семье директора гимназии математика Якова Струве (1755-1841) в датском (ныне немецком) городе Альтона близ Гамбурга и провел в этом городе свои школьные годы.

В 1808 году из-за угрозы насильственного призыва в Великую армию Наполеона он бежал из Германии в Дерпт, где получил филологическое образование в Дерптском университете.  Затем, в течение трёх лет он изучил астрономию и, защитив в 1813 году диссертацию, поступил на работу в Дерптскую университетскую астрономическую обсерваторию, одновременно преподавая в университете.

С 1819 года он - директор Дерптской обсерватории и ординарный профессор университета.

За двадцать лет на посту директора обсерватории он оснастил её первоклассными для того времени инструментами: рефрактором Фраунгофера и гелиометром фирмы Репсольд. Начиная с 1824 года (по 1837) он провёл микрометрические измерения 2714 двойных звезд; в 1827 году был опубликован первый каталог.

В 1830 году Николаю I был представлен доклад В.Я. Струве о задачах новой большой астрономической обсерватории под Санкт-Петербургом. Начиная с 1833 года он - наиболее активный участник сооружения Пулковской обсерватории, открытой 19 августа 1839 года. В.Я. Струве стал её первым директором.

Благодаря его усилиям Пулковская обсерватория была оборудована совершенными инструментами (в том числе в то время самым большим в мире рефрактором с 38-сантиметровым объективом). Под руководством В.Я. Струве и военного геодезиста К.И. Теннера было проведено градусное измерение дуги меридиана на огромном пространстве от побережья Ледовитого океана до устья (дельты) Дуная (Дуга Струве) и получены ценные материалы для определения формы и размеров Земли.

Под руководством В.Я. Струве была определена система астрономических постоянных, получившая в своё время всемирное признание и использовавшаяся в течение 50 лет. С помощью построенного по его идее пассажного инструмента Струве определил постоянную аберрации света.

В области звёздной астрономии Струве открыл реальное сгущение звёзд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о существовании и величине межзвёздного поглощения света. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд. Составленные им два каталога двойных звёзд были опубликованы в 1827 и 1852 годах. Струве принадлежит одно из первых в истории (1837) успешное измерение годичного параллакса звезды (Веги в созвездии Лиры). В середине XIX века участвовал в создании Лиссабонской астрономической обсерватории.

В.Я. Струве был почётным членом многих иностранных академий и обществ.

- В 1913 году открытая русским астрономом Г.Н. Неуйминым малая планета номер 768 была названа (768) Струвеана в честь астрономов семейной династии В.Я., О.В. и Г.О. Струве.

- В 1964 году Международный астрономический союз присвоил имя Василия Яковлевича Струве кратеру на видимой стороне Луны(совместно с О.Л. Струве и О.В. Струве).

- Тартуская астрофизическая обсерватория имени В.Я. Струве (ранее - Академии наук Эстонской ССР).

Сообщения не найдены