Данная новость находится в архиве. Изображения и ссылки отключены в целях безопасности.
Здравствуйте, уважаемые посетители!
Сегодня мы представляем большую подборку новых зарубежных монет, пополнивших нашу коллекцию.
На завершившемся ЧМ-2018 по футболу сборная Бельгии завоевала бронзу. Сегодня мы представляем монету этой страны, посвящённую «Красным дьяволам».
Чемпионат мира по футболу 2018 года в России
Футбол
«Красные дьяволы» или Rode Duivels, Diables Rouges — это прозвище футболистов сборной Бельгии.
Выпуск монеты приурочен к выступлению национальной сборной Бельгии по футболу на Чемпионате Мира 2018, который пройдет в России этим летом.
Сборная Белиьгии входит в группу G. вместе с командами Панамы, Туниса, Англии.
Сборная Бельгии по футболу — национальная команда, которая представляет Бельгию на всех международных матчах и турнирах по футболу. Известна как «Красные дьяволы». Управляющая организация — Королевская бельгийская футбольная ассоциация. Одна из старейших сборных Европы по футболу, которая принимала участие во всех малых и крупных турнирах начала XX века.
По состоянию на 18 января 2018 года сборная в рейтинге ФИФА занимает 5-е место, а в рейтинге УЕФА на 11 октября 2017 года — 3-е.
Эта монета посвящена 50-летию политической революции 1968 года. Монета подчеркивает противостояние между фламандскими и франкоязычными фракциями Бельгии 50 лет назад на фоне массовых протестов, которые прокатились в ту пору по всей Европе.
1968 год вошёл в историю Европы как год студенческих волнений, которые особый размах получили во Франции.
Протесты 1968 года включали в себя различные протестные выступления молодёжи в разных странах мира. Во многом эти протесты были направлены против участия США в войне во Вьетнаме (прежде всего в самих США), но также протестующие боролись за права человека, против расизма, выступали в поддержку феминизма и защиту окружающей среды. Идеологами протестов были новые левые.
Особо значимые протестные выступления 1968 года:
— Майские события во Франции
— Студенческое движение в ФРГ и Западном Берлине
— Протесты во время съезда Демократической партии США в Чикаго в августе 1968 г.
— Студенческие волнения в Мексике, повлёкшие жестокую расправу властей
— Политический кризис в Польше
— Студенческие волнения в Югославии
— Студенческие волнения в Бельгии.
«Это было важное национальное событие, которое повлияло на политику Бельгии и повлекло за собой государственные реформы 50 лет назад», — говориться в презентации новой памятной монеты 2 евро.
В этом году темой серии стала Эпоха Барокко. Испания, участвующая в этой серии, в нашей коллекции представлена серебряной монетой.
Международная программа «Европа»
В 2016 монетная программа «Европа» трансформировалась: стартовала 5-летняя монетная программа «Века Европы», которая отобразит европейскую историю через призму пяти эпох. Страны-участницы, чьи монетные дворы каждый год будут чеканить по серебряной монете (как минимум, могут дополнительно выпустить золотую монету или монету из недрагоценных сплавов): Ирландия, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Финляндия, Франция.
Каждый год пятилетней программы «Века Европы» посвящается определённой теме.
2016: Модернизм Х Х века.
2017: Век железа и стекла.
2018: Барокко и рококо.
2019: Ренессанс.
2020: Готика.
Барокко
Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком») — характеристика европейской культуры XVII—XVIII вв.еков, центром которой была Италия.
Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в Риме, а затем распространился по многим странам Западной Европы. Основных факторов, определивших формирование культуры барокко в странах Западной Европы, было три: стремительные изменения естественно-научных и географических представлений о мире, закономерности развития и усложнения ордерной системы в архитектуре, движение контрреформации католической церкви. Новой идеологии должны были соответствовать и новые формы искусства.
Музыка эпохи барокко: Иоганн Себастьян Бах (1685−1750), Георг Фридрих Гендель (1685−1759) и Антонио Вивальди (1678−1741).
Яркие представители барокко в живописи: Караваджо (1571−1610), Ван Дейк (1599−1641) и Питер Пауль Рубенс (1577−1640).
Для архитектуры этого стиля характерен пространственный размах. Здания строили с рустованными колоннами, а фасады и интерьеры украшали множеством скульптур.
Центром барокко считается Италия. Причудливый стиль излишества появился в Риме в эпоху Позднего Возрождения и позднее распространился по всей Европе. Ему свойственны контрастность, театральность, богатство форм, стремление к величию, совмещение реальности с иллюзиями.
Эпоха Барокко считается одним из наиболее узнаваемым художественным и культурным направлением. Представители барокко стремились превзойти идеальные, гладкие фигуры классического периода с помощь более смелых, богатых и сложных форм. Изобилие, театральность и драматическое напряжение с сильными контрастами света и тени — это отличительные черты эпохи.
Рококо
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — «скальный») вошел в употребление в середине XVIII в. Его использовали с негативным оттенком. Рококо — оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм — барокко — неоклассицизм. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко».
Основной декоративный элемент стиля — «рокайль» — растительный завиток; этимологически термин «скальный» также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель («хрящ») и ормушль («ушная раковина»).
Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг., Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия.
Испания
Пласа Майор (Plaza Mayor) — главная площадь Саламанки. Многие считают ее самой красивой площадью Испании.
Площадь построена с 1729 по 1756 год по приказу короля Филиппа V в благодарность жителям Саламанки за поддержку, оказанную в борьбе за испанское наследство. Пласа-Майор построена в стиле барокко из золотистого песчаника архитекторами из семьи Чурригера и в плане представляет собой прямоугольник, окруженный зданиями со всех сторон. По своей форме она напоминает одноименную площадь в Мадриде. Самыми красивыми строениями являются здание Ратуши (городского совета) и Королевский павильон.
Лопе де Вега (полное имя — Феликс Лопе де Вега и Карпио, 25 ноября 1562 — 27 августа 1635) — испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.
«Портрет Маргариты Терезы Испанской» выполнен знаменитым испанским художником Веласкесом.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (6 июня 1599 — 6 августа 1660) — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Среди его учеников — Эстебан Мурильо и Хуан де Пареха. Единственное высказывание художника, которое сохранилось — «Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты».
Маргарита Тереза Испанская, или Маргарита Мария Тереза Австрийская (12 июля 1651 — 12 марта 1673) — принцесса из Испанской ветви дома Габсбургов, урождённая инфанта Испанская, дочь Филиппа IV, короля Испании. Первая жена императора Леопольда I; в замужестве — императрица Священной Римской империи, королева Германии, Венгрии и Чехии, эрцгерцогиня Австрийская.
Юная модель художника Веласкеса, написавшего серию детских портретов инфанты, самым известным из которых стала картина «Менины».
Праздник песни
Всемирное культурное наследие ЮНЕСКО
Праздник песни — традиционное культурное мероприятие в Литве, фестиваль национальных песенных коллективов, хоров, танцевальных коллективов и фольклорных творческих групп. Праздник проводится в среднем каждые пять лет в Вильнюсе с 1924 года. Летом 2014 года состоялся XIX Праздник песни. В Латвии и Эстонии проводятся аналогичные праздники.
Все три прибалтийских праздника песни и танца в 2008 году включены в список культурного наследия ЮНЕСКО.
В начале XIX века в Германии, Австрии и Швейцарии начали проводиться массовые фестивали хоров и танцевальных коллективов, с течением времени традиция распространилась и на Прибалтику — массовые праздники песни и танца стали проводиться в Эстонии и Латвии с конца XIX века. Хоровое фольклорное движение росло и в Литве, коллективы из Литвы участвовали в фестивалях, проводимых в других прибалтийских странах. В 1895 году литовский хормейстер и писатель Видунас организовал первый праздник песни в Малой Литве.
Первый официальный Праздник песни состоялся в Литве 23 и 24 августа 1924 года, в нём приняли участие 77 хоров, объединивших порядка 3000 певцов, и 50 000 слушателей. Важную роль в проведении фестиваля сыграли известные литовские композиторы и дирижёры Стасис Шимкус и Юозас Науялис. Второй праздник прошёл в 1928 году. Третий был приурочен к 500-летию со дня смерти великого князя Витовта и прошёл в 1930 году. Параллельно проходили также региональные праздники в Клайпеде, Каунасе и других городах.
В советский период праздники также проводились каждые несколько лет.
Первый праздник в независимой Литве состоялся в 1990 году. XIX Праздник песни состоялся в 2014 году.
Французские художники
Французские скульпторы
Франсуа Жозеф Бозио (фр. François Joseph Bosio; 19 марта 1768 — 29 июля 1845) — французский скульптор, представитель классицизма.
Карьера Бозио началась довольно рано, когда Принц Оноре III заметил творения скульптора и предложил Франсуа стипендию для учебы в Париже в студии Огюстена Пажу. После краткосрочной службы во французской революционной армии, в течение 1790-х Бозио жил во Флоренции, Риме и Неаполе, работая над скульптурами по заказу французского правительства в Италии.
В 1808 году Бозио был нанят Домиником Вивантом Деноном (1747−1825), французским художником, писателем и дипломатом, который был назначен первым директором музея Лувра императором Наполеоном для создания барельефов для монументальной колонны на Вандомской площади в Париже. В это самое время Бозио работал в качестве портретиста императора и его семьи, создал одни из лучших своих работ. Например, мраморные бюсты императрицы Жозефины и королевы Гортензии Голландской.
После падения Наполеона Бозио не утратил своего положения при дворе Франции и стал главным скульптором короля Луи XVIII. При короле Карле X скульптор получил титул барона. В 1825 после завершения грандиозной конной скульптуры Людовика XIV году Бозио становится офицером Почетного легиона. В правление короля Луи-Филиппа (1830−1848) Бозио был лишен всех титулов, однако продолжал получать официальные комиссионные и все еще считался самым талантливым портретистом в Париже. Был также директором парижской Академии изящных искусств. В скульптурах его ощутимо влияние Кановы.
Босио умер в Париже 29 июля 1845 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Жюльен-Леопольд Буальи (1796−1874) — французский живописец.
Наша коллекция пополнилась сразу двумя португальскими монетами, посвящёнными спорту и эпохе Барокко.
Спорт
Лёгкая атлетика
Марафон
Бег
Третья монета серии
Роза Мария Коррея душ Сантуш Мота (порт. Rosa Maria Correia dos Santos Mota, 29 июня 1958, Порту) — португальская легкоатлетка, наиболее успешно выступавшая в марафонском беге. Олимпийская чемпионка, чемпионка мира, трёхкратная чемпионка Европы, многократная чемпионка Португалии. Одна из самых знаменитых португальских спортсменок второй половины XX века и одна из самых титулованных марафонцев в истории. Рекордсменка своей страны в марафоне.
Начала заниматься бегом в школе по совету врачей для борьбы с астмой. Первоначально занималась кроссом, затем переключилась на марафон. В 1982 году на чемпионате Европы в Афинах женский марафон был впервые включён в программу крупных соревнований. Мота победила на нём, опередив признанных фавориток, норвежку Ингрид Кристиансен и итальянку Лауру Фольи, вписав таким образом своё имя в историю.
Приняла участие в первом олимпийском женском марафоне, состоявшимся на играх 1984 года Лос-Анджелесе, заняв третье место. Годом позже на Чикагском марафоне она показала лучший результат за карьеру — 2:23.29.
В 1986 году она выиграла чемпионат Европы в Штутгарте, в 1987 году чемпионат мира в Риме, после чего стала считаться главной фавориткой на Олимпийских играх 1988 года в Сеуле. Тем не менее на олимпийском марафоне Моте пришлось столкнуться с упорнейшим сопротивлением со стороны австралийской спортсменки Лизы Мартин, лишь менее чем за 2 километра до финиша решающая атака Моты принесла ей долгожданное олимпийское золото.
В 1990 году Мота в третий раз выиграла Бостонский марафон, и в том же году она стала трёхкратной чемпионкой Европы на первенстве в Сплите, причём Роза Мота — единственный марафонец как среди женщин, так и мужчин, кому удавалось трижды побеждать на этом турнире. Третье европейское золото 32-летняя спортсменка завоевала в упорнейшей борьбе с Валентиной Егоровой, спортсменок на финише разделили беспрецедентные для марафона 5 секунд.
В 1992 году Роза Мота приняла решение об уходе из спорта.
Роза Мота обладательница уникального рекорда — между 1982 и 1992 годом она бежала в 21 марафоне и победила в 14 из них, выигрывая таким образом два из трёх стартов на протяжении 10 лет. Кавалер Большого креста ордена Заслуг и кавалер Большого креста ордена Инфанта дона Энрике.
Её именем назван спортивный дворец — Павильон Розы Мота в городе Порту.
Португалия представлена в нашей коллекции медно-никелевой и серебряной монетами, выпущенными в рамках этой серии.
Международная программа «Европа»
В 2016 монетная программа «Европа» трансформировалась: стартовала 5-летняя монетная программа «Века Европы», которая отобразит европейскую историю через призму пяти эпох. Страны-участницы, чьи монетные дворы каждый год будут чеканить по серебряной монете (как минимум, могут дополнительно выпустить золотую монету или монету из недрагоценных сплавов): Ирландия, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Финляндия, Франция.
Каждый год пятилетней программы «Века Европы» посвящается определённой теме.
2016: Модернизм Х Х века.
2017: Век железа и стекла.
2018: Барокко и рококо.
2019: Ренессанс.
2020: Готика.
Португалия
В полную силу барокко в Португалии стал развиваться лишь в начале XVII века.
1697 год был крайне важным для португальской архитектуры. В этом году в Минас-Жерайс (Бразилия) было найдено золото, драгоценные камни, а позже и алмазы. Добыча ресурсов строго контролировалась португальской короной, были введены высокие налоги, пятая часть всего добываемого золота отходила лично королевской семье.
Эти огромные доходы способствовали расцвету Португалии и сделали её самой богатой европейской страной в XVIII веке. Король Жуан V, правивший с 1706 по 1750 года, пытался соперничать с французским королём Людовиком XIV, которого называли «король-солнце», путём большого количества дорогостоящих строительных мероприятий. Король Жуан V щедро растрачивал свои деньги, начиная многочисленные строительные проекты, многие из которых так никогда и не были закончены.
Одно из самых роскошных зданий в стиле барокко в Португалии — Дворец Мафра. Этот монументальный дворцово-монастырско-церковный комплекс по размерам больше, чем известный испанский Эскориал, являвшийся испанской королевской резиденцией.
Король Жуан стремился построить «Второй Рим» на берегу реки Тежу. Его посланники в Риме должны были обеспечить короля моделями и поэтажными планами многих памятников римской архитектуры. Одним из таких проектов стал Патриарший дворец в Лиссабоне. Пьемонтский архитектор Филиппо Юварра был приглашён в Лиссабон для составления планов, однако буквально через несколько месяцев Юварра, нарушив свои обязательства, уезжает в Лондон. Другие известные работы:
— 1729−1748: Акведук Свободной Воды в Лиссабоне. Мануэль да Майа, Антонио Каневари и Кустодио Виейра. Описывался современниками как «лучшая работа со времён римлян».
— Здание Оперы в Лиссабоне (1753, разрушено в 1755). Джиованни Карло Сицинио-Бибиена.
— Дворец Несессидадес (закончен в 1750): Еугенио дос Сантос, Кустодио Виейра, Мануэль да Коста Негрейрос и Каэтано Томас де Соуса.
— Дворец Келуш (с 1747) — государственная резиденция младшего брата короля. Матеус Виценте де Оливейра и Жан-Баптист Робиллон. Этот дворец является вторым по важности зданием португальского барокко, однако на фасаде уже видны несколько деталей в стиле рококо.
Стиль, включающий в себя барокко с элементами рококо, более типичный для Центральной Европы, был разработан на севере Португалии. Итальянский архитектор Николло Насони разработал церковь Клеригуш и впечатляющую гранитную колокольню (кампанилу) к ней. Одним из его последователей стал художник и архитектор Жозе де Фигейреду Сейхас, который был одним из его учеников.
Вторая мировая война
Женщины-политики
Симона Вейль (фр. Simone Veil, урождённая Симона Анни Лилин Жакоб; 13 июля 1927 — 30 июня 2017) — французский и европейский юрист, политик и писатель. Министр здравоохранения Франции (1974−1979) и (1993−1995). Председатель (1979−1982) и депутат Европарламента (1979−1993). Член Конституционного совета Франции (1998−2007). Председатель (2001−2007) и член Фонда памяти Холокоста (2001−2017). Член Французской академии (2009−2017).
Симона Жакоб родилась в светской еврейской семье. 30 марта 1944 года в 16-летнем возрасте Симона Жакоб арестована гестапо в Ницце, вместе с сестрой Мадлен и матерью Ивонн заключена в концлагерь Дранси, затем они депортированы в Германию, содержались в Освенициме. Из Освенцима их при приближении советских войск перевели в Берген-Бельзен, где 15 марта 1945 года умерла от тифа мать (отец Симоны и брат Жан пропали без вести в Литве). Татуировку с номером заключенного, которую ей сделали в концлагере, она сохранила на всю жизнь.
По возвращении во Францию окончила юридический факультет Парижского университета. Лиценциат юридических наук, выпускница Института политических исследований в Париже.
История карьеры Симоны Вейль полна дат и событий. В 1957 году она заняла должность атташе при министерстве юстиции и после двух лет службы стала заместителем начальника департамента. В дальнейшем было еще много назначений на ответственные государственные посты. Отдельной строкой можно выделить должность министра здравоохранения Франции (с мая 1974 по июль 1979) в правительстве президента Жака Ширака.
В 1979 году Симона Вейль стала первой женщиной, ставшей президентом Европейского парламента и работала там до 1993 года.
В 2001—2007 годах — Вейль была первым председателем Фонда памяти Холокоста, затем до самой смерти — почётным председателем.
В марте 2010 года воскресная газета Le Journal du Dimanche опубликовала результаты опроса населения, в котором большинство респондентов назвали Симону Вейль самой уважаемой женщиной Франции. Она занималась политикой до преклонных лет и отошла от дел в 2013-ом.
Симона Вейль скончалась 30 июня 2017 года в своей парижской квартире, немного не дожив до своего 90-летия.
У сороки на хвосте…
Мы представили целую россыпь новых монет из разных стран, которые вошли в нашу коллекцию. А теперь расскажем об очередных нумизматических шедеврах, которые выпустили монетные дворы разных стран.
В Канаде вышла первая монета новой серии «Наши канадские побережья».
Всего в серии будет три монеты из чистого серебра с селективным золочением. Форма монет- квадрат, номинал 3 доллара и тираж каждой — 5 000. В дизайне монет отражена уникальная культура, история и красота тихоокеанского, атлантического и арктического побережья этой страны.
Уникальную по форме, идее и исполнению серию монет «Декалог, или 10 заповедей» выпустил Польский монетный двор по эмитенту Камеруна. В основе дизайна серии монет, каждая из которых представляет одну из библейских заповедей, величайшие мировые шедевры живописи. Тираж каждой монеты всего 200 штук.
По эмитенту Камеруна в Польше выпущена ещё одна оригинальная монета — «Ты не один». Она напоминает, что у каждого из нас с момента рождения есть свой ангел-хранитель. Тираж монеты неизвестен.
Монетный двор Перту по эмитенту Тувалу выпустил монету из чистого серебра, в центр которой вставлен жёлтый топаз шарообразной формы, который крутится и выступает с обеих сторон.
Это монета «На удачу», в дизайне которой использована китайская символика. Восемь карпов кои олицетворяют мужество и настойчивость, т.к. умеют плыть против течения. Желтый топаз символизирует солнце, удачу и энергию. Цифра «8» всегда означает счастливое число. А пион в Китае считается «царем цветов», олицетворяя благородный характер, знатность и богатство.