Москва

Художник-баталист В.В. Верещагин: почтовый блок к юбилею

26.05.2017

Данная новость находится в архиве. Изображения и ссылки отключены в целях безопасности.

Здравствуйте, уважаемые посетители!

Представляем новый почтовый блок.

2017. 2225. 175 лет со дня рождения В. В. Верещагина (1842−1904), живописца. Почтовый блок.

Художники

Русские художники

Художники-баталисты

На почтовой марке блока: картина В. В. Верещагина «Мыс Фиолент вблизи Севастополя». 1897. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.

На полях почтового блока: портрет художника.

Василий Васильевич Верещагин (26 октября 1842 — 13 апреля 1904) — живописец, литератор, один из крупнейших художников-баталистов. В. В. Верещагин был активным путешественником, побывал в Индии, Европе, Америке и на Кубе. Принимал участие в военных действиях в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Все это нашло непосредственное воплощение в его картинах.

Родился в Черепоце (Вологодская область). В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. После короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж для обучения в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.

В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжёлую осаду этого города восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему орден Святого Георгия 4-го класса (14 августа 1868 года), который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды.

Он писал картины на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был сам, либо во время путешествий. Выступая против завоевательных войн, обличая варварство и религиозный фанатизм, Верещагин показывал и мужество народа, сражающегося с захватчиками, как в серии картин, посвящённых Отечественной войне 1812 года. Много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи.

Весной 1896 г. В. В. Верещагин, направляясь по настоянию врачей в крымское имение Жуковского Магарач, посетил Севастополь. Возможно, художник намеревался, основательно изучив на местах бывших сражений Крымскую эпопею, создать цикл картин о героической обороне Севастополя. Этой поездке он посвятил рассказ «Севастополь». А пять севастопольских этюдов, посвящённых героической обороне Севастополя 1854−1855 годов, демонстрировались на московской выставке в Строгановском художественном училище (25 октября — 15 ноября 1898 г.).

Посвящена Севастополю и картина «Черное море. Мыс Фиолент вблизи Севастополя». Написанный с натуры пейзаж поражает своей реалистичностью. Черное море, скалистая местность и невероятная природа. Здесь нет ничего лишнего или надуманного, только великолепный вид в его первозданной красоте.

Главным событием творческой биографии Верещагина стала его балканская серия — о русско-турецкой войне 1877−1878 годов. В этих полотнах прозвучал протест художника-гуманиста против зверств турецких башибузуков, бессмысленной гибели русских солдат, обреченных на гибель бездарным командованием. Так войну еще никто не писал. Правда жизни и правда искусства, откровенная тенденциозность художника-демократа и солдата, безусловная достоверность свидетельства очевидца и образное обобщение многоопытного мастера соединились в художественной целостности серии, ставшей выдающимся явлением русской батальной живописи.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб (31 марта) 13 апреля 1904 года вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

Перебирая нашу коллекцию…

мы решили остановиться на очень интересной теме — «Художники-баталисты». Военная история России, правда суровых военных будней, героизм защитников Отечества всегда были интересны не только историкам, писателям, драматургам, но и художникам. Батальный жанр давно признан в изобразительном искусстве.

Но сначала напомним о почтовых миниатюрах 1992 г. из нашей коллекции, на которых представлены другие произведения В. В. Верещагина: «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» и «Не замай — дай подойти» (из серии картин, посвященных Отечественной войне 1812 года).

Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. В истории русского искусства батальные сцены можно встретить на книжных миниатюрах, иконах.

Батальные минитюры древнерусских иконописцев и художников нашли отражение в творчестве русских художников 19−20 вв. Например, в книжных иллюстрациях Ивана Яковлевича Билибина, Владимира Андреевича Фаворского и других.

Активное развитие батального жанра в России начинается в XVIII веке — со времени побед Петра I и его полководцев. В Эрмитаже хранится оттиск гравюры М. Бакуа «Баталия при Гангуте 27 июля 1714 г.», которая была выполнена по заказу самого императора Петра I в память о Гангутском сражении — первой крупной победы военно-морского флота России

Любимое детище Петра Первого — российский флот — не раз становился героем картин российских художников: И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова и других.

Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Вспомним знаменитых «Трех богатырей» Виктора Михайловича Васнецова, которые стали символом русских воинов — защитников Отечества.

В своей истории России не раз приходилось отстаивать свою свободу и независимость. Знаменитые битвы, героические походы, великие подвиги нашли своё отражение в российской живописи. Фрагмент картины В. М. Васнецова «Битва славян с кочевниками» представлен на почтовой марке 1998 г.

Ледовое побоище

Куликовская битва

Отечественная война 1812 года и Наполеоновские войны в целом вписали много славных страниц в историю военной славы России. Портреты героев 1812 года представлены в знаменитой галерее Эрмитажа. Одному из этих героев В.В. Орлову-Денисову, командиру лейб-казаков во время Лейпцигского сражения 1814 г., посвящена картина К. Рехлина, выполненная им по заказу потомков героя.

А на картине С. Присекина изображены герои Смоленского сражения.

Переход Суворова через Альпы

Конечно, мы тут же вспоминаем знаменитую картину Василия Ивановича Сурикова, которая воспроизводилась и на почтовых марках. В год 200-летия знаменитого перехода вспомнили о гравюре Г. Лесса, которая была выполнена в 1800 г.

У В. И. Сурикова есть ещё одна батальная картина «Покорение Сибири Ермаком».

На купоне почтового блока 2002, посвящённого истории Таможенной службы России, представлена интересная батальная сцена — картина В. Г. Худякова «Стычка таможенных объездчиков с контрабандистами».

В.В. Верещагин, участвововаший в русско-турецкой войне 1877−1878 гг., создал потрясающий по своей правдивости цикл картин, посвящённых ей. Но на почтовых миниатюрах они пока не представлены. В нашей коллекции есть почтовый блок с репродукцией картины Н.Д. Дмитриева-Оренбургского «Генерал М. Д. Скобелев на коне».

В истории России были такие смутные времена, когда мы воевали не с врагами Отечества, а друг с другом. В этом году исполняется 100 лет двум российским революциям — Февральской и Октябрьской. А затем началась Гражданская война. Её символом стали кавалерия и тачанка, которые изображали на своих полотнах художники. Особенно знамениты картины Митрофана Борисовича Грекова (1882−1934).

В 1934 г. в Москве была открыта студия военных художников имени М. Б. Грекова, которая и сегодня объединяет российских художников-баталистов.

Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. И сегодня российские художники, скульпторы, графики возвращаются к теме Великой Отечественной войны.

На картинах С. Присекина и С. Михайлова такой долгожданный день — Парад Победы.

Мы очень надеемся, что наша коллекция по теме «Художники-баталисты» обязательно будет пополняться новыми почтовыми миниатюрами. А завершить наш рассказ мы хотим маркой, на которой изображена репродукция картины Ю. А. Орлова «Служу Отечеству и спецназу».

Наш анонс!

30 мая в рамках серии «Гербы субъектов и городов Российской Федерации» в почтовое обращение выйдет блок, посвящённый Астраханской области.