Москва

Марка «Северные конвои» в серии «Путь к Победе»

04.05.2017

Данная новость находится в архиве. Изображения и ссылки отключены в целях безопасности.

Здравствуйте, уважаемые посетители!

Представляем очередной выпуск серии «Путь к Победе».

2017. 2219. Путь к Победе. Продолжение серии. Северные конвои.

Великая Отечественная война

Вторая мировая война

Северные конвои

На почтовой марке изображён барельеф с группой моряков и конвой, участвовавший в переходах.

Арктические конвои Второй мировой войны, Северные (союзные) конвои — специальные формирования судов с грузами и кораблями охраны, созданные в годы Второй мировой войны союзниками СССР для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно. В соответствии с обязательствами, принятыми на Московской конференции 1941 года, поставками по ленд лизу и другими соглашениями, США и Великобритания поставляли в порты СССР вооружение, военную технику и другие грузы.

Северные конвои проходили из Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск.

Первые конвои отплывали из Исландии, но, начиная с сентября 1942 года, они стали отправляться с базы Loch Ewe в Шотландии. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии в северные порты СССР и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.

Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ № и JW№ для конвоев в СССР, и QP№ или RA№ для обратных конвоев. Аббревиатура PQ и QP появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P.Q. Edwards), занимавшегося конвоями.

Исключением был самый первый конвой, получивший кодовое имя «Дервиш», который отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь.

Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов.

Перебирая нашу коллекцию…

мы собрали несколько марок и монет, которые связаны с темой «Северные конвои».

В 1992 году в России была выпущена памятная монета, посвящённая северным конвоям.

Конвои приходили в два морских порта — Архангельск и Мурманск.

Городу Мурманску в 1985 году было присвоено звание города-героя, а в 2000 году была выпущена памятная монета в его честь. На монете изображены два транспортных судна конвоя и момент атаки на них со стороны немецкой авиации.

Городу Архангельску почётное звание «Город воинской славы» было присвоено в 2009 году. В честь этого была выпущена памятная монета и почтовая марка.

В этом году отмечается столетие легендарного ледокола «Красин», который во время Великой Отечественной войны обеспечивал проводку северных военных конвоев PQ.

Уместно вспомнить сегодня ещё об одном событии, которое произошло вдали от Арктики и северных морей.

В нацистской Германии во время Второй мировой войны активно использовалась шифровальная машина «Энигма» (от др.-греч. загадка). Код «Энигмы» первыми взломали в 1932 г. 3 сотрудника польской разведки. Немцы машину усовершенствовали и второй раз взломать код «Энигмы» удалось уже англичанам во время Второй мировой войны.

Это сыграло важную роль в конечном успехе арктических конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволяли Королевскому ВМФ подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Поэтому будет справедливым вспомнить о польской памятной монете, посвящённой взлому кода «Энигмы».

Только факты

В истории 78 северных конвоев особое место занимают 4 конвоя:

— Конвой PQ-16, уцелевшие суда которого прибыли 30 мая 1942 года в Мурманск и Архангельск. Конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.

— Конвой PQ-17. В июле 1942 года конвой был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты. Русский писатель Валентин Пикуль описал поход каравана PQ-17 в своем романе «Реквием каравану PQ-17».

Под впечатлением судьбы конвоя PQ-17 были написаны ещё два романа: «Корабль Его Величества «Улисс» шотландского писателя Алистера Маклина (1955) и «Капитан» голландского писателя Жана де Хартога (1967).

— Конвой JW51B. Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» вышли на перехват этого конвоя. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.

— Конвой JW55B. Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года был атакован немецким линейным крейсером «Шарнхорст», который в ночном бою был потоплен британским линкором «Дюк оф Йорк» и кораблями эскорта.

Участникам северных конвоев установлено несколько памятников.

— Россия. Город Мурманск.

— Россия. Город Санкт-Петербург. Памятник морякам северных конвоев был открыт 31 августа 2014 года в 73-ю годовщину прибытия в СССР первого конвоя «Дервиш».

— США. Город Нью-Йорк. На южной оконечности острова Манхэттен находится мемориал со стелами, на которых поимённо перечислены погибшие во время войны американские моряки.