Москва

Рисунок «Заяц» А. Дюрера на новых монетах Австрии!

14.03.2016

Данная новость находится в архиве. Изображения и ссылки отключены в целях безопасности.

Здравствуйте, уважаемые посетители!

Австрия посвятила две новых монеты рисунку замечательного немецкого художника Альбрехта Дюрера.

2016. 5 евро. Австрия. «Заяц» Дюрера.

2016. 5 евро. Австрия. «Заяц» Дюрера (серебро).

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Автор таких шедевров, как диптих «Адам и Ева», серии из 3 гравюр «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия».

С Дюрером связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Особенно знаменит его автопортрет 1500 года.

Сохранилось около тысячи рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке.

Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях.

«Заяц» — рисунок Альбрехта Дюрера, выполненный художником в 1502 году, одна из известнейших натурных штудий художника. Среди шедевров мирового искусства акварель «Заяц» Альбрехта Дюрера примечательна своей скромностью: небольшой размер, сдержанные цвета, немудреная композиция, незначительный сюжет. И все же именно «Заяц» по сей день бьет рекорды популярности не только среди работ Дюрера, но и среди произведений европейского искусства вообще. Чем вот уже пять столетий пленяет нас эта акварель, на которой изображён обыкновенный заяц-русак?

Рисунок выполнен мастерски. «Непревзойденными останутся глаз, принюхивающийся нос, висящее правое и стоящее торчком левое ухо, разнообразие волосяного покрова, который на ушах совершенно иной, чем на влажной шее и спине, не говоря уже о похожих на нити волосках усов. Недостижимой осталась та высшая степень выразительности, когда произведение взывает не только к глазу зрителя, но и в такой же степени к чувству осязания, так что появляется желание прикоснуться и провести по шерсти взад и вперед», — так описывает акварель немецкий искусствовед Куно Миттельштэд. Зайчика действительно хочется погладить. Глядя на него, мы словно ощущаем мягкость бархатистого меха, тепло маленького тела, чувствуем, как бьется пульс. Мы видим буквально каждый волосок на шкурке зайца, но в работе Дюрера нет и следа утомительного жизнеподобия — это действительно сама жизнь!

Рисунок хранился в Нюрнберге в собрании коллекционера Виллибальда Имгофа (1519−1580), в 1588 году стал собственностью императора Рудольфа II и находился в императорской сокровищнице, с 1783 года — в придворной библиотеке, последний частный владелец — герцог Альберт Саксен-Тешенский, коллекция которого стала основой венской галереи Альбертины.

Уже с XVI века многие художники копировали рисунок Дюрера. В настоящее время известно 13 вариантов «Зайца», в том числе три свободные вариации, представляющие модель в другом ракурсе. Художник-маньерист Ханс Хоффман копировал произведения Дюрера, в том числе и «Зайца», изображая его в лесу и саду.

Перебирая нашу коллекцию…

мы составили небольшую подборку монет и марок, посвящённых Альбрехту Дюреру.

В 1999 году в России вышла почтовая марка, на которой изображён дом-музей А. Дюрера в немецком городе Нюрнберг, в котором художник жил в 1509—1528 гг.

На полях 2 малых листов «С новым 2000 годом!» даны фрагменты фигур созвездий северного неба по гравюре А. Дюрера (1515 г.).

Жизнь и творчество Альбрехта Дюрера представлены на монетах Германии и Испании. В 1928 году Веймарская Республика (Германия) выпустила монету номиналом 3 рейхсмарки к 400-летию со дня смерти Дюрера.

В 1971 году к 500-летию со дня рождения великого немецкого художника были отчеканены 2 монеты: в Западной Германии (ФРГ, 5 марок) и Восточной Германии (ГДР, 10 марок).

В 2013 г. в Испании, в рамках серии «Сокровища испанских музеев» вышла монета, на которой представлены шедевры Альбрехта Дюрера.

Надеемся, что и в дальнейшем наша коллекция будет пополняться новыми почтовыми марками и монетами, посвящёнными великому Альбрехту Дюреру.