Москва

Ювелиры России в новом выпуске серии «Сокровища России»

27.07.2018

Данная новость находится в архиве. Изображения и ссылки отключены в целях безопасности.

Здравствуйте, уважаемые посетители!

Сегодня мы представляем почтовые марки, посвящённые знаменитым ювелирным фирмам Российской империи.

Серия «Сокровища России»

2018. 2375−2378. Сокровища России. Ювелиры.

2018. КПД. 1995. Сокровища России. Ювелиры. Артикул гашения: 2375−2378 Москва.

Декоративно-прикладное искусство

Ювелирное искусство

Драгоценные камни

Музеи Московского кремля

Оружейная палата

Второй выпуск серии «Сокровища России».

Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного творчества. Изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) осуществляется преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями.

Алмазный фонд Российской Федерации является составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Это одно из самых известных и крупных в мире собраний уникальных драгоценных металлов, благородных камней, произведений ювелирного искусства, представляющих большую историческую, художественную, научную и материальную ценность.

На почтовых марках:

2375. Корчик фирмы «Фаберже». Санкт-Петербург, 1913 г. Серебро, бриллианты, изумруды, гранаты; литье, чеканка, золочение. Гохран России.

Фирма «Фаберже», Дом Фаберже — ювелирная компания, основанная в 1842 году в Российской империи Петером Густавом Фаберже (1814−1893), получившая известность благодаря изготовлению знаменитых пасхальных яиц для русской царской семьи.

В 1913 году фирма получила большое количество заказов на изготовление изделий, предназначенных для официальных подарков к 300-летию дома Романовых. Один из них — серебряный корчик, в убранстве которого значительная роль отведена государственной символике. Переднюю часть тулова составляет эффектное изображение двуглавого орла под тремя императорскими коронами в объёмной трактовке. Её также украшает крупный изумруд в 7,21 карата. Особенно выделяется чеканное изображение святого Георгия Победоносца — герба Москвы, помещённое на груди орла. Рельефная монограмма Николая II, расположенная на ручке корчика, завершая её, усиливает декор изделия в целом.

Миниатюрные серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков, получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в XVII веке с появлением первых крепких напитков — коньяка и водки. Относительно недорогие из-за незначительного расхода металла, они были доступны довольно широкому кругу покупателей — служилому дворянству, торговым людям, имена которых сохранились на многих из них.

Своей формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему, восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов. Приподнятый носик заканчивался литым шариком, бутоном или маскароном — скульптурным украшением в виде лица человека или головы животного, срезанного сзади и напоминающего маску. По венцу корчика часто вырезались надписи с именем владельца, пожеланием здоровья или нравоучением.

2376. Солонка «Царский трон» фирмы «Хлебников». 1880.

Ярким образцом изделий этой фирмы является золочёная солонка в форме старинного стула со спинкой, с откидным широким сиденьем, на четырёх фигурных ножках. Спинка украшена ленточным растительно-геометрическим орнаментом, характерным для русского стиля.

В утверждении и развитии национального направления в золотом и серебряном деле много сделала фирма И. Хлебникова, которая выпускала изделия во всех основных стилях второй половины XIX-начала ХХ века: новорусском, историческом (необарокко, неорококо, неоклассицизм), модерн. Владелец фирмы Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870—1871 гг. основал фирму в Москве. Имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и занимал ведущее место среди мастеров московской ювелирной школы.

Фабрика бриллиантовых, золотых и серебряных изделий Ивана Петровича Хлебникова, прекрасно оснащенная новейшей техникой для всех видов работ, была основана в Москве в 1870—1871 годах. Помимо самой фабрики с «рисовальней и скульптурной», где было занято около 300 рабочих, существовали специальные мастерские.

Впервые имя придворного поставщика И. Хлебникова прозвучало на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где витрина его произведений обратила на себя внимание экспертов и заслужила две медали. И. Хлебников демонстрировал удачно подобранную и разнообразную коллекцию изделий в русском стиле. Особо отмечали створы складня, украшенные эмалью, от которых «так и веяло стариной», и за «разработку стиля родной старины». Удивил всех необычностью форм самовар и чайный сервиз. Самовар был на петушиных лапах, а ручки в виде петушиных голов. Среди других работ выделяли массивную братину с шестью чарками с эмалью и драгоценными камнями, сделанные в подражание братины царя Алексея Михайловича, кружку с рельефными изображениями Дмитрия Донского.
Темами его сюжетов стала не только русская история, но и литературные произведения. На выставке в Париже в 1878 году фирма представила барельефные картинки и среди них — накладную пластину на альбом со сценой из жизни Ивана Грозного, блюдо с зимним сельским пейзажем; в 1882 году — пластины с изображением Сергия Радонежского, пира из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».

Большую известность И. Хлебникову принесло его эмалевое искусство. Фирма Хлебникова работала во всех видах эмали, и пресса всегда отмечала богатство и своеобразие его работ. На выставке 1882 года по числу и разнообразию работ только И. Хлебников мог соперничать с П. Овчинниковым.

Вместе с лучшими московскими фабрикантами П. Овчинниковым, А. Постниковым, ювелиром С. Чичелевым, Хлебниковым участвовали в украшении храма Христа Спасителя, освященного в 1883 г.

В 1888 г. было учреждено Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий «И. П. Хлебников, сыновья и Кº». Вскоре оно, расширяясь, поглотило «известные ювелирные магазины и фабрики Сазиковых в Москве и С.-Петербурге, которые перешли в собственность фирмы».

Достойное признание получили хлебниковские вещи на различных выставках, начиная с первой Московской мануфактурной выставки 1872 г. Удостоились они наград на всемирных и международных выставках 1873 г. в Вене, 1878 и 1889 г. в Париже, 1893 г. в Чикаго, 1876 г. в Филадельфии, 1883 г. в Амстердаме.

Активная творческая и выставочная деятельность предприятия Хлебникова продолжилась и после смерти ее основателя. Его сыновья Михаил, Алексей и Владимир создали «Товарищество Хлебников И. П., сыновья и К°», работавшее до 1918 года. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

2377. Сухарница фирмы «Овчинников». 1877.

Под влиянием формировавшегося русского стиля в 1870 году фирма начала выпускать новые необычные предметы. Например, сухарницы в виде плетёных корзин с наброшенными на них нарядными полотенцами или салфетками с бахромой. Благодаря виртуозному владению различными техническими приёмами мастера искусно воспроизводили переплетение гибкой лозы, нитей ткани, цветную вышивку, узорное ручное кружево. Ярким примером может служить сухарница, «выработанная» в 1877 году. Такие сухарницы относились к числу модных для этого времени вещей, они приобретались у фирмы для императорской семьи.

Серебряную корзинку-хлебницу с наброшенной салфеткой, «исполненной так изящно, что салфетка кажется не из металла, а из полотна», приобрел король Италии на выставке 1882 г.

Павел Акимович Овчинников (23 июня 1830 — 7 апреля 1888) — фабрикант, золотых дел мастер и мануфактур-советник, основатель национальной ювелирной школы, почетный гражданин Москвы, гласный Московской городской думы, член Биржевого комитета и Купеческой управы. Родился в селе Отрадном Московской губернии, в семье крепостных крестьян князя Д. Волконского.

Рано обнаружив способности к рисованию, в 1842 году двенадцатилетним подростком он был отправлен хозяином для «систематического развития художественных способностей» в Москву, в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату А. А. Овчинникову, где прошел путь от ученика до золотых дел мастера. Незаурядный талант позволил П. Овчинникову освободиться от крепостной зависимости, в 1850 году он получает вольную и женится, а на тысячу рублей приданого жены заводит самостоятельное дело.

В 1851 году П. Овчинников основал собственную мастерскую, затем брат передал ему свои дела и в 1853 году была открыта фабрика по производству золотых и серебряных изделий в Москве, на Таганке, в 1-ом Гончарном переулке, в доме Лежнева. Годовой оборот в 1853 г. составил 25 000 рублей, в 1854 — 1855 гг. он был уже 1,5 миллиона рублей.

Прошло около 10 лет кропотливого труда художников и мастеров, прежде чем был найден узнаваемый «стиль Овчинникова», свой ассортимент изделий, особая орнаментация, излюбленные технические приемы и высокое качество исполнения.

С XVIII века и до середины XIX века в эмалевом деле наблюдался некоторый спад. Заслуга возрождения эмалевого искусства во второй половине XIX — начале XX века принадлежала П. Овчинникову и оно стало лучшим периодом в его истории. Русский стиль нашел наиболее яркое выражение в этом виде золотого и серебряного дела, отвечая тяге отечественного декоративно-прикладного искусства к полихромности. Стала богатой палитра цветов, насчитывая более сотни оттенков; разнообразны способы соединения ее с драгоценным металлом и формы орнаментации.

П.А. Овчинников стремился создавать самобытные изделия по традиционным русским канонам и в то же время изделия современные, отвечающие потребностям общества. Ему удалось приобщить к работе над произведениями таких художников, как А. Жуковский, Е. Лансере, Г. Гартман и других. Результатом этого сотрудничества стал расцвет эмальерного искусства в России.

На фабрике Овчинникова делали как предметы быта, посуду, письменные приборы, ларцы, альбомы, портсигары, так и религиозную утварь: потиры, складни, оклады для богослужебных книг и икон. Многие из этих изделий находятся в Государственном Историческом музее Москвы, а также в коллекциях европейских королевских домов.

В 1871 году П. А. Овчинников открыл при фабрике специальную школу для подготовки мастеров золотого и серебряного дела на 130 человек. На выставке 1882 г. школа была отмечена серебряной медалью. В 1881 году П. А. Овчинников получил звание поставщика Императорского двора.

После смерти основателя фирмы дело продолжили его сыновья: Михаил, Александр, Павел и Николай. В 1917 г. фирма прекратила свое существование.

За свои работы П. А. Овчинников был удостоен пяти российских орденов, пожалован орденами австрийского, бельгийского и французского правительств.

2378. Тройка фирмы «Сазиков». Настольное украшение — скульптура. Бронза, малахитовая подставка. В.Я. Грачев.

Серебряная скульптурная композиция «Тройка», выполненная фирмой И. П. Сазикова в Москве в 1870-е годы по модели скульптора Е.А. Лансере. Она представляет собой запряжённых в сани скачущих лошадей, управляемых возницами из крестьян. Литые фигуры отличаются исключительной чистотой работы, тщательностью моделировки. Используя технику художественного литья, создатели смогли с необыкновенной точностью передать пластику движения, жесты людей и характерные позы животных. Декоративный эффект многократно усиливает удивительная по мастерству фактурная обработка металла.

Фирма «САЗИКОВЪ» — одна из старейших ювелирных фирм России, основанная Павлом Фёдоровичем Сазиковым в Москве в 1810 году. Его сын, Игнатий Павлович, продолжил дело в Москве и основал отделение в Санкт-Петербурге. В 1837 году фирма получила звание придворного поставщика серебряных изделий. После смерти Игнатия Павловича в Москве дело перешло к его старшему сыну Сергею Игнатьевичу, а петербургское отделение унаследовал второй сын, Валентин Игнатьевич.

Основатели фирмы «Сазиков», согласно архивным документам, Федор Ермолаевич и его сын Павел Федорович, происходили из экономических крестьян «Московской губернии Богородского округа Вохонской волости». В настоящее время это место носит название Павловский посад. Первая мастерская по изготовлению серебряных изделий была основана в 1793 году. Сазиковы прибыли в Москву и записались в купечество в 1796 году. В 1810 году из мастерской была создана фабрика по производству серебряных изделий и украшений и был открыт первый магазин при фабрике. Право «именоваться фамилиею Сазиков» официально получили от Московского магистрата в 1811 году.

Фирма производила изделия из серебра, специализируясь на посуде и предметах сервировки стола, а также церковной утвари и литых скульптурах.

К середине XIX века фирма Сазиковых считалась одной из лучших в России. За свои высокохудожественные произведения она получала многочисленные награды на российских и международных выставках, в том числе — золотую медаль на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году.

Фирма Сазиковых была одним из основоположников национального «русского стиля» и внесла в ювелирное искусство эстетику народного быта. В изделиях выдающегося ювелира Игнатия Павловича Сазикова почти все было русское — и идея, и рисунок, и модель. На первой Всемирной выставке, проходившей в Лондоне в 1851 году, он представил коллекцию из девятнадцати предметов, украшенных мотивами из крестьянской жизни, что было совершенно новым явлением для дорогого и элитарного вида искусства. Простые, близкие к действительности, разнообразные по сюжетам изображения украшали серебряные кубки, молочники, кувшины, пресс-папье. После выставки к фирме Сазиковых пришло европейское признание, впервые русская фирма получила заказы из-за границы, в частности из Англии.

За высокое качество работы пресса называла Игнатия Павловича Сазикова русским Бенвенуто Челлини. Знатоки не ожидали встретить в России «значительного фабриканта, соединяющего в себе искусство художника с ремеслом промышленника».

Сегодня работы ювелирного дома Сазиковых находятся в собрании крупнейших музеев мира — Московского Кремля, Эрмитажа, музея Виктории и Альберта в Лондоне, в частных коллекциях, а также в коллекции Гохрана.

Кабинетная скульптура

Одной из наиболее известных работ фирмы «САЗИКОВЪ» является настольное украшение -скульптура «Тройка».

С 1830-х годов в России стала набирать популярность так называемая кабинетная скульптура, которая представляла собой небольшие предметы для кабинетов. Это могли быть бронзовые письменные принадлежности, рамки для миниатюр, колокольчики, фигурки или другие вещи, приобретаемые с практической точки зрения или ради украшения кабинета. Часто бронзу использовали не как основной материал, а в качестве оправы для многочисленных кабинетных предметов, выполненных из дерева, мрамора и других материалов. Грачев был одним из заметных представителей кабинетной скульптуры в России.

Василий Яковлевич Грачев родился в 1831 году в семье простых крестьян, но за свою 74-летнюю жизнь сумел войти в число известных скульпторов России. В 19-м веке Грачев считался одним из лучших скульпторов малой пластики.

Творческая деятельность В. Я. Грачева началась с того, что в детском возрасте его отдали на обучение в Санкт-Петербург к специалисту по чеканке В. Андрееву. Учёба продолжалась шесть лет. Позже Грачев поступил к мастерам по серебру, в числе которых был И. С. Сазиков. Однако в процессе обработки металлов Грачев заинтересовался скульптурой и решил учиться этому ремеслу самостоятельно.

Свои модели скульптор создавал из воска для таких известных фирм, как К. Ф. Верфель или И. П. Хлебников. Он также работал чеканщиком на ювелирных фабриках П. А. Овчинникова, И. С. Сазикова, В. И. Сафронова и ряда других известных в стране фабрикантов. Именно под клеймами этих фабрик и выпускалась большая часть работ Грачева, отлитых в бронзовые или серебряные скульптуры.

В возрасте 54-х лет Грачев сумел достаточно встать на ноги и прославиться, чтобы открыть собственную мастерскую. В разные годы он неоднократно представлял свои работы на различных выставках и возвращался оттуда с заслуженными наградами. Так, за скульптурную работу «На водопое» мастера наградили серебряной медалью Санкт-Петербурга.

Перебирая нашу коллекцию…

мы решили напомнить, что в 2016 году Ц Б России начал выпуск сразу двух серий монет из драгоценных металлов, посвящённых сокровищам Алмазного фонда и Гохрана Российской Федерации.

Серия «Ювелирное искусство в России»

Первая монета серии была посвящена шедевру ювелирной фирмы «САЗИКОВЪ» — настольному украшению «Тройка».

Серия «Алмазный фонд России»

В этой серии монеты выходили в 2016 и 2017 году.

P.S.

В 2019 году в серии «Ювелирное искусство в России» планируется выпуск 3 монет, посвящённых ювелирной фирме «Болин».